Союз потребителей "ПОТРЕБПРАВ"
Люди для людей.
ПН-ПТ: 8:00 — 20:00
История наших побед

Как мы вернули деньги за диван стоимостью больше 170 000 рублей через суд.

В этот раз будет все что Вы так любите: некачественный диван за 172 000 рублей, космические штрафы и неустойки и грамотная работа наших юристов.
Дело вел юрист ПотребПрав Василий Черепанов.



Завязка

В ноябре 2020 года нам позвонила девушка и рассказала о своей неудачной покупке дивана за 172 т.р., такое дело меня сразу заинтересовало и я предложил ей скинуть мне имеющиеся у нее документы, чтобы я смог оценить перспективы.

После изучения документов ситуация выглядела следующим образом:

1. Товар был куплен в небольшом магазине, зарегистрированном на ООО (с учетом стоимости товара не было уверенности, что они исполнят решение суда).

2. На товар не был установлен гарантийный срок. Гарантийный срок - это очень важно. Отсутствие гарантийного срока или его окончание не означает, что Продавец не Отвечает за недостатки, но процедуру для потребителя усложняет.

Если гарантийный срок есть - то продавец отвечает за все недостатки. Спасти продавца от ответственности может если Продавец докажет, что недостатки возникли из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы

Если гарантийного срока нету, то продавец отвечает только за те недостатки в отношении которых Потребитель смог доказать, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. То есть только за те недостатки, которые являются Производственными. При этом Продавец даже исполнять требования потребителя обязан только после того как получит доказательства Производственного недостатка. А доказать это можно в большинстве случаев проведя независимую потребительскую экспертизу.

3. В документах, а также на самом диване отсутствовала точная информация о производителе, имелось только указание на некую фабрику Lorusso из Магнитогорска, а с учетом непонятного финансового положения Продавца, претензии хотелось предъявить сразу к более понятному изготовителю.

О необходимости делать досудебную экспертизу, а также необходимости перед этим найти точного изготовителя дивана было сообщено клиенту.

Через несколько дней клиентка мне позвонила и сообщила, что нашла юриста, который был готов все сделать без "лишней работы" и она решила обратиться к нему.

Было конечно обидно, такое слышать о своей работе, но ладно, по настоящему лишней работы в итоге получилось в разы больше.

Чтобы вы оценили масштаб дела выкладываю карточку дела с Сайта суда.
7 судебных заседаний! Хотя для такого дела больше 3 не требуется, а все потому, что к суду изначально плохо подготовились.

Мы вступаем в процесс

В середине марта 2021 года мне позвонила клиентка и сказала, что ее представитель к которому она первоначально обратилась уехал в Москву за лучшей жизнью и перестал выходить на связь, а через неделю у нее очередное судебное заседание и она бы хотела чтобы я все-таки занялся делом.

Я отказываться не стал, люблю такие вызовы, при том, что ее старый представитель дров уже наломал не мало.

Ситуация выглядела следующим образом:

1. Досудебную экспертизу никто не сделал, это могло привести к тому, что суд не взыщет штраф и неустойку предусмотренную законом и будет прав.
2. Иск подали к Продавцу финансовое положение которого никто не проверил, это могло привести к тому, что решение суда исполнить будет невозможно.
3. Исковое было составлено плохо. Такое я называю "никуда не годится."
4. Суд находился на стадии назначения судебной экспертизы. Уже 2 заседания суд не мог ее назначить потому что представитель не мог нормально заявить ходатайство

Все эти проблемы необходимо было решать.

Начал я с того, что исправил все ошибки, которые были в исковом заявлении, подготовив уточненное исковое заявление.

В исковом юристом были допущены следующие ошибки:
1. Неправильно посчитан штраф по Закону о ЗПП. В сумму штрафа включается все: моральный вред, стоимость товара, неустойка. Представитель же включил в штраф только стоимость дивана.
2. Представитель не просит взыскать неустойку на день вынесения решения суда и не просит взыскивать неустойку по день исполнения решения суда, а ведь это предусмотрено законом и зачастую стимулирует Ответчика побыстрее исполнить решение, что выгодно Доверителю.
3. Представитель заявил какое-то непонятное требование - признать недостатки производственными. Зачем? с какой целью?
4. Но самая большая ошибка, он не проверил Ответчика на платежеспособность. Когда я получил дело самая простая проверка через сайт судебных приставов показала, что на Продавце имеются долги, которые не исполняются долгое время.

Все эти ошибки надо было исправить.

Подаю уточненное исковое заявление, отказываюсь от ненужных требований, заявляю нужные и подаю заявление на принятие обеспечительных мер в виде ареста денежных средств на счете Продавца, так можно будет понять можно ли будет с ним продолжать судиться. Кроме того, устраняю все недочеты ходатайства о назначении судебной экспертизы.

На заседании 19.03.2021 суд принимает мое уточненное, назначает судебную экспертизу и принимает обеспечительные меры.

Дело было приостановлено до момента получения заключения эксперта. В это время я предъявил исполнительный лист на арест средств в Банк и денег там ожидаемо не оказалось.

Выбора нет нам надо искать кто этот диван изготовил и менять Ответчика.

Через интернет я выяснил, что фабрика Lorusso из Магнитогорска это скорее всего ООО "Лоруссо дивани", но прямых доказательств этому не было и если бы они в суде начали отрицать свою принадлежность к дивану мы бы остались ни с чем.

Поэтому решил поступить следующим образом, я дождался, когда дело с экспертизой вернется в суд, экспертиза установила, что есть производственные недостатки, я эту экспертизу отфотографировал, написал претензию в ООО "Лоруссо дивани" и вместе с экспертизой отправил им. В идеале хотелось получить от них ответ в котором бы они признали, что изготовили диван. Этим также решалась проблема с доказыванием наличия производственного недостатка в товаре на который не был установлен гарантийный срок. Помните я писал, что чтобы обращение с претензией считалось надлежащим, вы должны представить доказательства наличия в товаре Производственного недостатка.

На заседании 01.06.2021 года ответа от них еще нет, поэтому для начала, чтобы никого не пугать, я прошу суд привлечь их в качестве третьего лица, что влечет за собой перенос заседания на месяц и дает нам время дождаться Ответа.

Через некоторое время мы получаем от Производителя следующий ответ:

Мало того, что они признали, что являются Изготовителем дивана, так они еще приложили договор на изготовление.

Теперь у меня имелись достаточные доказательства, чтобы поменять ответчика и наконец завершить это дело.

На заседании 1.07 я меняю ответчика, считаю по новому неустойку (неустойка считалась с того момента как производитель получил претензию) и моя работа в принципе была закончена, осталось только узнать какие действия предпримет новый Ответчик, чтобы защитить себя.

Он мог: 1. попросить о новой судебной экспертизе (это могло бы полностью снять с него ответственность) 2. Попросить об уменьшении неустойки и штрафа до разумных пределов.

Но на заседании 02.08.21 года Ответчик никаких мер не предпринял, отправив в суд Отзыв на исковое заявление, аналогичный своему ответу на претензию. Очень плохая, на моя взгляд, работа юриста Ответчика, которая привела к вынесению следующего решения:

172 500 рублей стоимость дивана+98325 рублей неустойка + 5000 моральный вред + 50 000 рублей штраф + 20370 рублей расходы на экспертизу. При этом до момента возврата денег за диван Ответчику начислялась неустойка в размере 1725 рублей. Деньги вернули не сразу поэтому успело набежать еще 60375 рублей. Итого: 406 570 рублей.
Вроде хорошее решение, но без ошибок (возможно из милосердия) здесь не обошлось - Штраф должен был быть 137912 рублей, а суд его по собственной инициативе уменьшил до 50 000 рублей. Очень грубое нарушение закона, которое я посчитал своим профессиональным долгом исправить, все-таки это в интересах моего доверителя, а он на первом месте.

Была подана апелляционная жалоба и апелляционный суд увеличил сумму штрафа до 137 000 рублей.

Они тоже подавали апелляционную жалобу, но она была им возвращена, поскольку они не уложились в срок на обжалование, что еще раз говорит, что юрист просто плохо выполнял свою работу, что и привело к таким убыткам для организации.

После апелляционной инстанции мне позвонил уже новый юрист организации и попросил о рассрочке исполнения решения суда. Моя клиентка пошла им на встречу и было подписано следующее соглашение:

Соглашение было исполнено Ответчиком надлежащим образом, поэтому мы тоже пошли на встречу и не стали обращаться в суд за возмещением судебных расходов на представителя. Им и так сильно досталось.

Что в итоге?

1. Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих определениях, когда предприниматели жаловались на строгость Закона О Защите прав потребителей: Потребитель в отношениях с Предпринимателем является слабой стороной, поэтому подлежит более сильной правовой защите.
Но на практике получается так, что предприниматели себя не защищают несмотря на множество способов и выходит, что потребитель защищен законом, а Предприниматель - ничем, что приводит к печальным результатам для бизнеса при любом конфликте с потребителем. Защищаться можно и нужно.
2. От данного дела я лично кайфанул, считаю, что со своей стороны я сделал все идеально, хоть в учебниках по праву публикуй. Если Ваш представитель делает свою работу не так, возможно стоит найти другого.
3. Не забываем, что если вы истец, подготовка к суду это самый важный этап, намного важнее чем сам суд. В суд стоит обращаться только в том случае, если вы уверены, что у вас достаточно доказательств для его успешного завершения и лишней работы на этапе подготовки не бывает.

Если Вам нужна помощь в возврате некачественной мебели, записывайтесь на консультацию, мы Вам поможем!

Категория дел не самая простая, и большое значение имеет досудебная подготовка. Чтобы не допустить досадных ошибок обращайтесь к юристам!