Союз потребителей "ПОТРЕБПРАВ"
Люди для людей.
ПН-ПТ: 8:00 — 20:00
Инструкция для потребителя

Что делать если автосалон (дилер) не выдает паспорт транспортного средства (ПТС)

ПТС является документом требующимся для постановки автомобиля на учет, если ПТС нет на руках то и автомобилем вы не можете пользоваться. В этой статье разберем права потребителя при невозможности получения ПТС

Подписывайтесь на Telegram канал о гарантийных правах автовладельцев
Блог Чечикова Юрия

Ответьте на вопросы и узнайте есть ли у вас право на возврат денег за автомобиль
Оставьте свой номер, чтобы мы смогли с вами связаться выбранным вами способом
Вы купили автомобиль бывший в употреблении или вы первый владелец?
С момента покупки прошло больше 15 дней?
Гарантийный срок на автомобиль закончился?
Устранялись ли в автомобиле ранее недостатки по гарантии?
Есть подтверждающие документы, что проводился гарантийный ремонт?
В настоящий момент в автомобиле есть недостатки?
В настоящий момент автомобиль находиться на гарантийном ремонте?
Содержание
Почему автосалон не выдает ПТС
Главная причина в том, что у автосалона у самого нет ПТС. Продавец может взять автомобили на реализацию у завода изготовителя и только после получения денег за автомобиль выкупить его у завода изготовителя.
Часто встречаются кассовые разрывы, когда у автодилера не хватает оборотных денежных средств и тогда ваши деньги вместо того, чтобы выкупить автомобиль, идут на поддержание работоспособности самого автосалона или на выкуп ПТС другого автомобиля.
Что по этому поводу говорит закон
Как указано в пункте 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В силу пункта 59 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» при передаче товара покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 1 статьи 464 Гражданского кодекса Российской Федерации, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. На основании пункта 2 указанной статьи в случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
Статьей 4 (части 1, 2) Закона о защите прав потребителей установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), 5 соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Пунктом 3 статьи 23.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара
Переводим на человеческий язык
При покупке автомобиля вам должны выдать вместе с автомобилем ПТС и сервисную книжку. Или указать срок передачи ПТС в договоре и передать согласно договору. Срок передачи ПТС в договоре не может превышать 45 дней. Если срок передачи ПТС не указан в договоре, то вы сами назначаете разумный срок в заявлении.

Если вам не выдают ПТС автомобиля - это считается недостатком товара. То-есть автомобиль вам полностью не передан. Так как вы не можете пользоваться автомобилем по прямому назначению.

При нарушении сроков передачи товара вы можете отказаться от автомобиля или потребовать неустойку за каждый день просрочки в размере 0,5%, но сумма не может превышать стоимость товара.
Порядок действий если вам не выдали ПТС
Первое. Изучение документов. Изучите ваш договор на предмет сроков передачи товара или ПТС. Если срок указан, то по истечении срока можно выдвигать соответствующее требование (возврат денег, неустойка 0,5%).

Второе. Заявление требование. Если в договоре не прописан срок передачи товара или ПТС, то надо написать заявление на выдачу ПТС в разумный срок.

Третье. Претензия на отказ от автомобиля или выплату неустойки. Если продавцом пропущены все сроки, то смело требуйте возврата денежных средств или выплаты неустойки в размере 0,5% в день с момента просрочки.

Четвертое. Суд. Если продавец проигнорировал ваше требование и уклонился от выплаты в течение 10 дней с момента получения претензии, то пора обращаться в суд. В суд можно обратиться через общественную организацию по защите прав потребителей, Роспотребнадзор, юридическую фирму, частного юриста или самостоятельно.
Пример заявления о возврате денег за автомобиль или требования неустойки
Название автосалона из договора
Адрес: ______________________________
От Фамилии Имени Отчества
Адрес для направления ответа
телефон _________________________

Претензия.

"___" _______ 201___ года между мной и вашим автосалоном был заключен договор купли-продажи автомобиля модель, марка, VIN, стоимостью ______________ рублей. Данная денежная сумма была внесена мной в полном объеме "___" ________ 201___ года.

Согласно пункту ____ договора передача автомобиля осуществляется в срок __________________. Однако до настоящего времени полностью оплаченный автомобиль с ПТС и сервисной книжкой мне не передан.

Согласно ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей» в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Кроме того, в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Размер неустойки составляет ______ рублей * 0,5% = ____ рублей за каждый день просрочки. На день подачи претензии ___.___._____ сумма неустойки составит _____ рублей * ____ дней = _________ рублей.

На основании изложенного, прошу:

1) Передать мне предварительно оплаченный автомобиль модель, марка, VIN с ПТС и сервисной книжкой в течение _____ дней с даты получения вами этой претензии.
или
1) Отказываюсь от договора №___ от ___.___.____ и прошу вернуть мне внесенную за автомобиль предоплату в сумме _______ рублей в течение 10 дней с даты получения претензии.

2) Выплатить неустойку в размере ____ рублей за каждый день просрочки за период с ___.___.____ по день передачи автомобиля с ПТС / день возврата предоплаты.

3) Возместить убытки, причиненные нарушением сроков поставки автомобиля в сумме _____ рублей.

Денежные средства прошу выдать наличными / перечислить на мой расчетный счет (реквизиты прилагаю).

Приложение:
реквизиты счета,
документы, подтверждающие размер убытков.

С уважением, ________________ Фамилия И.О.

«____» ___________ 201__ года

Категория дел не самая простая, и большое значение имеет досудебная подготовка. Чтобы не допустить досадных ошибок обращайтесь к юристам!